СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА

СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА
- направление социологии, изучающее масс-медиа как социально-культурный феномен. Рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений масс-медиа. С.М.-М. развивается как направление исследований, концентрирующее внимание на административных, идеологических и культурных аспектах воздействия масс-медиа на социум. С.М.-М. тесно связана с эмпирическими исследованиями, сбор и анализ которых является базовой составляющей изучения масс-медиа. В рамках данного подхода можно определить несколько стратегий изучения масс-медиа. Последователи М. Вебера анализируют и выстраивают систему значения рациональной составляющей в культурной деятельности. Акцентируя внимание на вопросах организации работы масс-медиа, их включенности в социальную сферу, встроенности в социальный организм.

Сторонники концепции разработанной Э. Дюркгеймом , заняты исследованием общественного восприятия содержания масс-медиа. Анализируя методы формирования коллективных представлений (проблема манипулирования общественным мнением) и рассматривая возможность объединения людей посредством медиа (интегрирующая функция).

Марксизм изучает символические значения текстов масс-медиа, рассматривая последние через призму взаимоотношений базиса и надстройки, при этом масс-медиа относятся к надстройке. В соответствии с неомарксистскими традициями Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер - , Т. Адорно - ), концепцией А. Грамши , работой Бирмингемского центра "культурных исследований" (С. Холл - , Р. Уильямс - ) повышается внимание, уделяемое масс-медиа при формировании и развитии культуры. Масс-медиа рассматриваются не только как "рупор" власти для пропаганды доминирующей идеологии, но и как часть и даже характеристика культуры.

Теоретические исследования С.М.-М. представляют собой попытку создания моделей, которые бы описывали закономерности функционирования и прогнозировали перспективы развития масс-медиа. Это такие концепции как информационного общества , теория "всемирной деревни" (М. Маклюэн - ).

Для изучения масс-медиа С.М.-М. использует различные эмпирические методы: мониторинг, контент-анализ, рейтинговые методики. Самой популярной формой отчета об исследовании масс-медиа является рейтинг . Это можно объяснить спросом на такой формат данных, который является наиболее удобоваримым для специалистов сферы рекламы и маркетинга (основных потребителей С.М.-М.). К рейтинговым показателям относятся Share (процент аудитории, привлеченной масс-медиа в течение определенного времени) и Reach (количественный показатель, отражающий размер аудитории за определенный отрезок времени).

Можно выделить несколько проблем С.М.-М. в методологическом и теоретическом плане. Так при всем разнообразии применяемых С.М.-М. методик, ни одна из них не затрагивает проблему интерпретации сообщений, в результате эта важная составляющая процесса массовой коммуникации, просто выносится за рамки рассмотрения. Слабость С.М.-М. также в том, что при изучении аудитория рассматривается как пассивный участник коммуникации и не принимается в расчет различие интерпретаций при декодировании сообщений. В результате исследований С.М.-М. можно установить предпочтения аудитории, сравнить интерес аудитории к различной тематике, но остается неясным, как проинтерпретировала аудитория полученные сообщения. И положение в рейтинге не позволяет судить о эффективности коммуникации, в плане адекватности интерпретации сообщения масс-медиа. Поэтому С.М.-М. не может конкурировать с семиотическими подходами для изучения репрезентации реальности, пытаясь ограничиться построением репрезентативной выборки.

А.Д. Криволап


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА" в других словарях:

  • Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории… …   Википедия

  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ — (SOCIOLOGY OF THE MASS MEDIA) Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время занимаются, главным образом, тремя вопросами. (1) Основной интерес вызывает исследование сообщений массовой коммуникации (масс медиа), и для этой цели был… …   Социологический словарь

  • Новые медиа — Новые СМИ или новые медиа (англ. New media)  термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных …   Википедия

  • демифологизация и ремифологизация —         ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ И РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ. Д. «развенчание власти мифа», «освобождение от мифического плена» характерная доминирующая традиция мироистолкования западной культуры. Европейская культура, зародившаяся в 5 7 вв. до н.э. в Древней… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • мифология —         МИФОЛОГИЯ 1) совокупность мифов в культуре, 2) учение о мифах как способе понимания природной и социальной действительности. В первом значении М. в ее содержании и целостности претендует быть универсальной моделью Вселенной,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Маклюэн, Маршалл — Маршалл Маклюэн англ. Herbert Marshall McLuhan Маршалл Маклюэн в начале 1970 х Дата рождения: 21 июля 1911(1911 …   Википедия

  • АДОРНО — (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… …   Философская энциклопедия

  • Луманн Никлас — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство …   Википедия

  • Луман — Луман, Никлас Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927(1927 12 08 …   Википедия

  • Луман Н. — Никлас Луман Niklas Luhmann Дата рождения: 8 декабря 1927 Место рождения: Люнебург, Германия Дата смерти: 6 ноября 1998 Место смерти: Эрлингхаузен, Германия Гражданство …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СОЦИОЛОГИЯ МАСС-МЕДИА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»